Юрий Красножан: В «Спартаке» проделали хорошую работу

Бывший наставник нальчикского «Спартака» Юрий Красножан, добившийся с командой наибольшего успеха в ее истории, год назад ушел из сборной Казахстана, после чего взял паузу в тренерской деятельности. О своей работе со сборной, итогах чемпионата Европы, тактических схемах, фаворитах РФПЛ и игре нальчикского «Спартака» он рассказал в интервью «СМ».

- Что нового, на ваш взгляд, дал футболу в тактическом плане чемпионат Европы во Франции? Какие тенденции можете отметить по его итогам?

 - Тенденции есть у любого крупного соревнования. Но нужно понимать, что сегодня турниры сборных не дают долгосрочных направлений. Они лишь отражают складывающееся положение дел. Кроме того, прошедший чемпионат был не совсем обычным, так как в нем впервые участвовали 24 сборные. При таком формате практически каждая третья команда выходила в плей-офф, и главная задача в группе была не пропустить и не проиграть. Три ничьих и ты уже можешь выходить. Это тоже отразилось на турнире.
Основное же, что бросилось в глаза на этом чемпионате, – очень рациональная игра. И в то же время – вариативные тактические построения. И 4-3-3 можно было увидеть, и 4-4-2, и 3-5-2, и другие схемы. Но самое интересное, вариативность менялась по ходу игры. Футболисты сегодня очень серьезно подготовлены тактически, и это позволяло тренерам менять построения в зависимости от того, что происходило на поле.
Кроме того, стало больше голов, забитых с фланговых передач и передач от лицевой линии. Игроки сборных стали больше бить издали, пытаясь более надежно завершить атаку. Стали больше забирать мяч на чужой половине поля в зоне атаки. Отсюда продолжительность голевой атаки сократилась по времени, сократилось и количество передач. Если раньше многие разыгрывали мяч а-ля «Барселона», то теперь больше вертикальных передач при розыгрыше от ворот.
При этом, по сравнению с 2008 годом, количество голевых контратак уменьшилось почти на 50%. То есть, команды теперь играют сбалансированнее, аккуратнее, занимают более выжидательную позицию. По статистике, тот, кто забивает первым, в 70% случаев побеждает. Получается, что первый гол очень важен, но еще важнее не пропустить. Вот отсюда и выжидательная тактика. Отмечу также, что в первые 30 минут на ЧЕ забивалось 19% мячей, а с 80-й минуты – 20%. В конце команды сбрасывали эти оковы осторожности и аккуратности и пытались вырвать победу.

- От Исландии, с которой вы играли в одной группе, можно было ожидать такого взлета?

- Да. Я даже как-то говорил в одном из интервью, что ожидаю очень яркого впечатления от игры одной сборной, имея в виду исландцев. И они не подвели. Это результат планомерной работы. Там такая программа принята! У них основные расходы федерации уходят не на сборную, а на подготовку тренеров. С детьми работают тренеры, имеющие категорию «А». А для них семинары проводят тренеры сборных. Команда очень организованная и духовитая – на тот период 64 легионера играло за пределами Исландии, и из них около 20 были капитанами своих команд. Поэтому то, что они показали во Франции, ничуть не удивило.

- Насколько новыми для вас стали ощущения от руководства сборной, они сильно отличались от ожидаемого?

- Отличие работы в клубе и в сборной, на мой взгляд, в двух вещах. Первое – это время, которое ты работаешь непосредственно с командой. Желательно, чтобы определенное влияние на футболистов было не только во время сборов. Мы в Казахстане пытались эту проблему решать тем, что через электронную почту разбирали с футболистами какие-то игры, что-то им советовали, исходя из принципов игры сборной.
Второе же отличие – масштаб ответственности. В клубе, конечно, тоже есть определенная ответственность и немаленькая, но здесь она уже перед всей страной. Вот эти две вещи, наверное, главные. Что же касается новизны ощущений, то какого-то удивления не было. Здесь, видимо, сыграл свою положительную роль опыт работы со второй сборной России.

- Свою работу в сборной Казахстана оцениваете положительно?

- Со всех сторон положительно. Речь не столько о результате. Ребята стали по-другому относиться к играм в сборной, они уже не выходили на поле с задачей не пропустить 5-6 мячей, а искали свои шансы победить. Изменилась ментальность мышления, поведения, настроя. В этом плане мы серьезно продвинулись, как и в плане тактики. Начиная со второго года, мы с футболистами уже разговаривали на одном языке, достаточно было жеста, чтобы понять друг друга.

- Почему же тогда вы ушли?

- Не получилось продолжить работу в команде. Не получились вещи, которые нужно было развивать вместе с федерацией. К примеру, создавать серьезный аналитический отдел, выстраивать взаимодействие в системе сборных. С нашей стороны было много предложений и по изменению структуры чемпионата, и по увеличению количества сборов, но их не удалось воплотить в жизнь. Было предложение продолжить сотрудничество, контракт был 2+2 года, но я решил его не продлевать. Все-таки я верю в работу. А когда у тебя пропадают сборы, когда за год не состоялось три запланированных игры… То есть, по существу нет самой работы.

- Как вы оцениваете применяемую сегодня многими европейскими клубами схему игры в три защитника?

- Сегодня крайние защитники – это крайние атакующие игроки, у них масса функций, и без них очень тяжело проводить атаки. Но при четырех защитниках – двое уходят вперед, и остается много пространства. А игра с тремя защитниками непростая и очень энергозатратная. Но это, во-первых, начало атаки, когда в каждом эпизоде у тебя есть опора, где ты можешь обыграться в трех зонах. Плюс это перекрытие самой опасной зоны у ворот, 11 метров, вратарской. Кроме того, игра в три защитника имеет больший эффект для сдерживания контратак соперника. А при позиционной обороне, когда успевают вернуться полузащитники, уже пять игроков сзади получается, и фланги перекрываются. Остаются карманы чуть выше, но доставки из тех зон уже менее опасны.
Вообще же, специалисты отмечают, что нет единой схемы и стиля, которые гарантировали бы победу. Раньше говорили, что игрока берут под систему, но, мне кажется, это уже в прошлом. Сейчас тренеры во время игры используют «ручное управление» на поле, и теперь система подгоняется под лучшие качества футболистов.

- Игра какой европейской команды наиболее импонирует вам на сегодняшний день?

- Слежу за итальянским чемпионатом, испанцев у нас сейчас особо не показывают, только в интернете, в итоге получается, что больше внимания уделяю немецкой и английской лигам. «Баварию» на этом этапе после ухода Гвардиолы очень трудно оценивать. А вот такие команды, как дортмундская «Боруссия», «Хоффенхайм» или «Лейпциг» показывают достаточно хороший футбол.
Английская премер-лига и раньше привлекала своей заряженностью на борьбу, мобильностью, динамизмом, а сейчас, когда там такие тренерские противостояния идут, и подавно. Я, к примеру, с удовольствием посмотрел матч «Манчестер Юнайтед» - «Ливерпуль». Понятно, что это не был изысканный футбол, но ожидать особой зрелищности, когда большие клубы играют между собой, и не стоит. А вот, когда они играют с середняками, там уже идут изыски, и не только от ведущих клубов. Нравятся также «Челси», «Арсенал», «Тоттенхэм», но назвать какой-то один клуб не могу.

- Каково ваше отношение к высказываемым идеям сокращения и, наоборот, увеличения числа команд в РФПЛ?

- Почему у нас обязательно надо выбирать из двух зол? Поменяйте структуру соревнований, систему финансирования, может, тогда этот вопрос отпадет сам собой. Почему наше народное достояние «Газпром», «РЖД» или «Лукойл» содержат только по одной команде? А если собрать этот пул, может, его возможностей хватит на 16-18 команд премьер-лиги, 20 команд ФНЛ и какой-то небольшой процент еще останется и на вторую лигу. Надо также заниматься подготовкой футболистов. Государство должно вернуть себе эту функцию по подготовке спортивного резерва.

- Кто, на ваш взгляд, может претендовать на чемпионство в России в этом году?

- «Спартак». Мне он нравится тем, что начал выигрывать те матчи, в которых не должен был побеждать. Это хороший, чемпионский показатель. Сейчас будет интересно посмотреть, продолжится ли это в весенней части. Кроме них, «Зенит». У команды ушло время на перестройку игры, потеряли нескольких лидеров, и сейчас они начинают привлекать российскую молодежь. Возможно, эти вливания дадут эффект. Не стоит сбрасывать со счетов и ЦСКА.

- Как оцениваете то, что происходит с «Анжи»?

- Люди стараются жить по возможности, и, наверное, это правильно. Если есть определенные ограничения, то почему не менять направление развития. Но главное, не хоронить команду. Так же было и в Нальчике, где тоже очень разумно поступили. Клуб мог бы пропасть и забыли бы его. Но, как бы трудно не было, сохранили команду, и она сейчас живет по средствам.

- Вы часто бываете на матчах «Спартака» в Нальчике. Как вам его игра?

- Надо отдать должное и футболистам, и тренерам – мне очень нравится то, что они делают. Исходя из условий и из возможностей, это очень хорошая работа.

- Если бы сейчас возглавляли какой-либо клуб, пригласили бы кого-то из спартаковцев?

- Я и когда возглавлял другие клубы, никого из Нальчика не брал, чтобы не ослаблять родную команду. А так мне нравится наша молодежь, которая в дубле воспитывалась – Гурфов, Макоев, Богатырев и другие. Хорошие качества есть у Мурачева. Не знаю, есть ли сегодня в первой лиге такой вратарь, который так здорово играет ногами, как Антипов. А минусы, которые у него есть, это продолжение его плюсов. У Нойера тоже было, что себе забивал. Антону теперь важно не увлекаться, не только понимать, но и в действиях исключить малейший риск.

- После того, как вы ушли из сборной Казахстана, прошло уже больше года. Предложения о работе поступали?

- Сразу было несколько предложений, в том числе два из сборных, а также от клубов в России и из-за рубежа. Летом тоже несколько вариантов возникало. Даже из ФНЛ звонили. При этом говорят, ты не пойдешь, наверное. Почему не пойду? Пойду, даже в ПФЛ пойду, если будет вариант с адекватными людьми в регионе, где нет ограничений для того, чтобы расти. Наоборот, у тебя есть два-три года, за которые ты можешь с низов поднять команду. Почему нет? Это очень интересно! Но до лета есть определенные планы, и пока хочется их воплотить в жизнь. Честно говоря, только сейчас приходит ощущение, что начал скучать по работе.

- Если бы сейчас можно было вернуться в 2010 год, вы бы ушли из «Спартака» в «Локомотив»?

- Думаю, да. Потому что на тот момент пришло время перемен.
Пользуясь случаем, хотел бы поздравить болельщиков и всех жителей КБР с наступившим новым годом и пожелать им мира, достатка и, чтобы они в любые времена поддерживали свою команду, которой эта поддержка необходима.

http://www.smkbr.ru/node/1194