Уроки Котэ Махарадзе

Имя этого человека сегодня на слуху. В 1993 году 28-летний Анзор Егожев был назначен директором нальчикской школы №31. Под его руководством учебное заведение достигло немалых успехов и стало одним из лучших в республике. Между тем судьба нашего гостя могла сложиться совершенно иначе. 

В детстве он всерьёз увлекался спортом, театром и музыкой. Родители были не против, с единственной оговоркой – занятия в школе прежде всего.

Отец Анзора Мирон Хасанбиевич Егожев всю жизнь проработал на нарткалинской нефтебазе. Он был человеком музыкальным. В молодости профессионально занимался футболом и даже играл за одесский «Черноморец» Мама Роза Аубекировна по профессии бухгалтер. После выхода на пенсию она живёт в Нарткале с семьёй младшего сына.

Учеником Анзор был прилежным, и спорт ему в этом нисколько не мешал.

– Футболом я занимался на стадионе «Химик» – в то время единственном в Нарткале, – вспоминает он. – Тренировал нас Владимир Батмурзович Курашинов. Сейчас он председатель спорткомитета Урванского района и главный тренер клуба «Союз».

Выиграв республиканские соревнования, юношеская команда «Метеор» вышла в финал всероссийского турнира «Кожаный мяч». Правда, высоких мест наши земляки не заняли. Противники им достались серьёзные. «Динамо» Тбилиси, «Заря» Ворошиловград, «Спартак» Москва – названия этих клубов говорят сами за себя. – Впоследствии многие из тех, против кого мы тогда играли, стали известными футболистами, чемпионами СССР, – говорит Егожев.

Он перешёл в восьмой класс, когда в Нарткале открылась театральная студия Галины Сапрыкиной. Наш гость стал одним из 13 человек, которые первыми пришли на репетицию. Егожев признаётся, что всерьёз готовился к профессии актёра. Через восемь месяцев после открытия студия приняла участие в республиканском конкурсе образцовых театральных коллективов. Ребята представили спектакль «Салют динозаврам», в котором Анзор исполнял главную роль. Артисты из Нарткалы стали лауреатами конкурса и получили звание образцового коллектива.

Гость нашей рубрики заканчивал десятый класс, когда в Нарткалу приехала приёмная комиссия из Щукинского училища. Набирая студентов в кабардинскую студию, режиссёры из Москвы смотрели в том числе и самодеятельные театральные коллективы. Анзор Егожев столичным гостям понравился, и спустя месяц ему объявили о зачислении в училище. Домой он летел, как на крыльях, но тут молодого человека ждало разочарование. Родители были категорически против его отъезда в Москву. Отец хотел, чтобы старший сын оставался рядом. Две недели Анзор ещё на что-то надеялся, а когда стало ясно, что решение окончательное и обжалованию не подлежит, объявил отцу: «В таком случае буду поступать на исторический факультет КБГУ». Надо сказать, что в то время он считался одним из самых престижных в университете, и стать его студентом, разумеется, было непросто.

– Я думал, что своим решением напугаю папу, но он даже бровью не повёл, – смеётся Егожев. – «Если ты мужчина – значит, сдержишь слово», – сказал отец. Пришлось штудировать литературу и готовиться к экзаменам. По истории, литературе и французскому я получил пятёрки, за сочинение – четыре балла.

Такая оценка нашего гостя задела. На экзамене он выбрал тему, которая была ему особенно близка. В школе Анзор всерьёз увлекался стихами Владимира Маяковского и неплохо разбирался в его творчестве. Кроме того, сочинение было написано не прозой, а стихами – разумеется, в стиле пролетарского поэта. Егожев решил выяснить, в чём его ошибка, но приёмная комиссия выдать сочинение отказалась. Абитуриент всё-таки сумел добиться своего, но за что ему поставили четвёрку, никто из преподавателей внятно объяснить так и не смог.

На экзамене по французскому языку он тоже читал стихотворение собственного сочинения, которое написал для спектакля «Маленький принц». Узнав, что автор находится перед ними, преподаватели удивились и стали уговаривать его поступать на французское отделение. Егожев отказался, и позднее это решение доставило ему немало хлопот.

– На факультете студентов, изучавших в школе французский, было только трое, – вспоминает Анзор. – Разумеется, создавать для нас отдельную группу не стали и перевели к «англичанам». При этом никаких поблажек не было. После первого семестра преподаватель посоветовала: «Не мучайтесь. Идите на немецкий – он гораздо проще». Как выяснилось, она просто хотела от нас избавиться.

С языком Шиллера и Гёте отношения сложились не сразу, но благодаря неплохим способностям студент с этой задачей всё-таки справился.

В университете он стал заниматься в театральной студии «Караба» под руководством Мухамеда Кубатиева. На первом курсе Егожев вместе со студийцами был приглашён на агитпоезд «Молодогвардеец», который гастролировал по Тюменской области.

– Это одно из самых ярких событий в моей жизни, – признаётся наш гость. – В Тюмени нас встречали представители ЦК ВЛКСМ и комсомольцы из местного обкома. В другом вагоне жила украинская делегация. В третьем – ребята из Армении и так далее. Мы ехали в сторону Уренгоя. По дороге выступали перед нефтяниками и газодобытчиками, на заводах и в школах. Это был месяц счастливой жизни не только для нас, но и для жителей области. Зрители были очень благодарны – артисты в тех местах бывали крайне редко. С нами ехало очень много интересных людей. Члены клуба «Что? Где? Когда?» Нурали Латыпов и Андрей Каморин, уже известный в то время актёр Владимир Шевельков… Помню трио украинских бандуристок. Репертуар девушек состоял из национальных вещей, но по вечерам, для души, они играли совсем другую музыку. «Дым над водой» и «Отель «Калифорния» в их исполнении – это было что-то фантастическое. Вагон-клуб оказался абсолютно пустым, и наш земляк предложил устроить там дискотеку. В своё время Анзор Егожев стал лауреатом всесоюзного конкурса диск-жокеев, и опыт в этом деле у него уже был.

– В школе я участвовал в мероприятиях в качестве ведущего. Со временем научился заполнять паузы и стал работать конферансье, – вспоминает директор. – С детства моими кумирами были Котэ Махарадзе и Николай Озеров. В спортивных репортажах, которые они вели, я находил для себя много полезного. Пытался уловить особые интонации, учился правильно расставлять акценты. Кроме того, мне очень нравились Игорь Кирилов, Светлана Жильцова, Владимир Ухин...

В 1982 году он уже ведёт республиканские концерты. Позднее выступает в качестве режиссёра и ведущего молодёжного конкурса «Нальчикские зори».

Со временем на Анзора Егожева обратили внимание столичные знаменитости. В качестве конферансье он выступал с Владимиром Пресняковым и Аллой Пугачевой, с группами «Земляне» и «Чёрный кофе». С некоторыми из этих музыкантов наш гость продолжает общаться до сих пор.

Его хобби по-прежнему театр и музыка. Анзор Егожев – поклонник артистов кабардинской труппы, однако этим его предпочтения не ограничиваются. Он с удовольствием ходит на балкарские премьеры и высоко ценит Музыкальный театр Кабардино-Балкарии.

Футбольные матчи наш гость не пропускает никогда, и дело тут не только в любви к спорту. Директор 31-й школы – комментатор на стадионе «Спартак». Как тут не вспомнить известную поговорку о том, что талантливый человек талантлив во всём. Да и уроки великого Котэ Махарадзе, видимо, не прошли для Анзора Егожева даром.

 

Борис БОРИСОВ, "Кабардино-Балкарская Правда", 29 августа 2014 г.