Накануне 47-го дня рождения корреспондент официального сайта клуба побеседовал с тренером вратарей ПФК «Спартак-Нальчик» Зауром Хаповым.

 Если у болельщиков «Спартака-¬Нальчика» спросить имя легендарного футболиста из Кабардино-¬Балкарской республики, многие без раздумий ответят – Заур Хапов. 21 октября Зауру Залимбиевичу исполнится 47 лет, поэтому мы посчитали своим долгом рассказать нашим читателям о великом человеке и футболисте, прославившем свою родную Кабардино-¬Балкарию.


 


¬ Во¬первых, с возвращением в «Спартак¬-Нальчик». Последний раз Вы числились в команде в далеком 1986¬ом году. С тех пор прошло 25 лет. С какими чувствами Вы вернулись в команду?


¬ С самыми положительными. Как игрок я недолго поиграл за «Спартак», но родился, вырос и получил первые азы именно в Нальчике.


¬ Надолго Вы вернулись в «Спартак¬-Нальчик»?


¬ Рассчитываю, что мои знания и опыт помогут команде. Хочу, чтобы в первую очередь вратари росли. Тем более наши вратари хорошего европейского уровня. Моя задача в клубе, помочь прогрессировать нашим вратарям.


¬ Как начинался Ваш футбольный путь? Я читал, что Вы начинали как полузащитник, и только потом стали в ворота, расскажите, как это было на самом деле.


¬ Я на самом деле начинал играть в футбол на фланге полузащиты, потому что был маленького роста. При этом все равно хотел быть вратарем. Я был прыгучим, гибким, шустрым, поэтому, когда немного подрос сразу встал в ворота. А настоящего вратаря из меня сделал Беляев. Он со мной как с младенцем нянчился. Я вставал в семь утра и шел к нему на двухчасовые тренировки, после переходил на тренировки своего года рождения. Как вратаря, он научил меня почти всему, что я умею. У меня были прекрасные тренера ¬ Анатолий Афанасьевич Алдышев, Руслан Фирсович Амшоков. Благодаря их работе, меня ученика девятого класса пригласили в «Спартак» Нальчик, когда его возглавлял Александр Ладинович Апшев.


¬ Вы начинали в нальчикском «Спартаке», потом армия. Вы на два года забыли о футболе?


¬        Поиграв год за «Спартак» Нальчик, я пошел в армию, но вместо службы, я провел за ростовский «СКА» два великолепных года. С армейской командой я вышел в высшую лигу чемпионата СССР, так же при мне «СКА» разгромил столичный «Спартак» 6:1. У нас была очень хорошая команда. После армии вернулся обратно в «Спартак», который тренировал Владимир Эштреков, где провел полтора года и перешел в стан столичных одноклубников. За «Спартак» Нальчик в общей сложности сыграл всего два с половиной года, поэтому считаю, что я в долгу перед болельщиками, и хочу теперь на тренерском поприще отдать долг республике. С переходом в московский «Спартак», все получилось неожиданно. Когда поступил звонок от Константина Ивановича Бескова, я был на сборах в Приэльбрусье с нальчикской командой. Константин Иванович заинтересовался моей кандидатурой, и я перешел в его команду. В первый раз, оказавшись в раздевалке Тарасовки, и увидев Хидиатулина, Бубнова, Родионова, Дасаева, Черенкова, моей первой мыслью стало: «Нужно развернуться и уехать назад» (улыбается). Но после беседы с Бесковым, я решился остаться в «Спартаке». Для меня тогда главным было учиться у такого великого вратаря как Дасаев. Переходя в московский клуб, я понимал, что вытеснить из основы Дасаева было невероятно сложно, но спустя два года я набрался опыта и захотел играть, поэтому согласился на переход в ярославский «Шинник». В «Шиннике» я проявил себя с хорошей стороны, и мне поступило предложение от «Динамо» Тбилиси. В то время, каждый футболист с Северного Кавказа мечтал играть за этот клуб.  Став первым чемпионом Грузии, я перешел в «Спартак» Владикавказ, куда меня позвал Валерий Георгиевич Газзаев. Годы, проведенные в «Алании», я считаю лучшими в своей карьере. За североосетинский клуб в общей сложности я провел девять лет, и все это время являлся основным вратарем «Алании». В составе команды из Владикавказа выиграл чемпионат России в 1995¬ом году, дважды завоевывал серебряные медали, дебютировал в еврокубках. После того как Валерий Газзаев ушел из команды, я перешел в московский «Локомотив».  В составе «Локомотива» еще дважды выиграл чемпионат России, и по разу завоевывал Кубок и Суперкубок России. В «Локомотиве» я завоевал бронзовые медали чемпионата России, тем самым собрав все трофеи и медали, которые только можно собрать на клубном уровне играя в чемпионате России (улыбается).


¬ Вы промолчали про то, что трижды подряд становились вторым в списках 33¬лучших футболистов России, а в 1994¬ом году по оценкам газеты «Спорт¬Экспресс» Вы стали первым среди вратарей. При всем при этом, на вашем счету значатся  всего три матча в составе сборной России.


¬        В сборную попал при Садырине. А дебют за сборную России состоялся в ходе турне по Америке. Перед чемпионатом мира 1994¬го года в США, я сыграл в составе сборной России против Мексики 4:1 и США 1:1. Потом было знаменитое «письмо тринадцати» из¬за которого я не поехал на чемпионат мира. Перед самым стартом чемпионата мира, в сборную вернулись игроки из московского «Спартака» и федерация футбола России приняла решение, что на чемпионат мира в США поедут всего два вратаря, а не три как это принято во всем мире. Таким образом, за бортом сборной оказался не только я, но и Черышев, Рахимов и многие другие футболисты, которые добывали путевку сборной на мировой форум. Было очень неприятно.


¬ За сборной России вы провели всего три матча, зато в еврокубках сыграли намного больше. Поделитесь своими впечатлениями об участии в еврокубковых баталиях.


¬        Первый матч провел в составе владикавказского «Спартака» в Дортмунде против «Боруссии». Это было в 1993¬ем году в кубке УЕФА. Матч получился невероятно тяжелым, потому что сказалось отсутствие опыта и по уровню мастерства игроков, мы были намного слабее. Помню, весь матч отбивались и сыграли вничью 0:0 (улыбается). Часто нам везло, где-то я выручал. Ответный поединок мы проиграли, но играли достойно. Все решил единственный гол Шапюизы, забиты минут за десять до конца матча. Самое болезненное поражение в моей карьере случилось так же в кубке УЕФА, когда мы проиграли на своем поле шотландцам 2:7.


¬ Свою игровую карьеру Вы завершили в составе «Локомотива», потом окончили учебу в ВШТ и остались работать в клубе. Почему остались работать в «Локомотиве»?


¬         После завершения карьеры игрока, мне сразу предложили пост помощника тренера. Сначала помогал Владимиру Хазраиловичу Эштрекову, потом Славолюбу Муслину. И только когда пришел Юрий Павлович Семин, я стал тренером вратарей.


¬ После «Локомотива» Вы отправились в «Амкар».


¬         В тот год, в связке с Рахимовым мы заняли шестое место. Пермская команда играла в красивый атакующий футбол, поэтому Рахимова позвали в столичный «Локомотив», а он с собой меня прихватил.


¬ Потренировав московский клуб, Вы вернулись в «Спартак» Нальчик. Почему?


¬         У меня закончился контракт с «Локомотивом», а подписывать новый на непонятных условиях я не стал. К тому же ко мне поступило предложение от нальчикского клуба, которое я с удовольствием принял.


¬ Как Вам современные болельщики «Спартака¬Нальчика»?


¬         Я все время переживал по поводу того что Кабардино¬Балкария не видит Премьер¬лигу, поэтому был очень рад когда «Спартак¬Нальчик» завоевал право в нее влиться. Когда Нальчик попал в Премьер¬лигу, я сразу поздравил всех своих знакомых из Кабардино¬Балкарии. Наши болельщики давно заслужили видеть лучшие команды России в Нальчике. Хочу сказать нашим болельщикам: «Вы у нас самые лучшие. Сейчас у команды сложный период. Я считаю, что сейчас мы должны быть вместе. Без Вас мы никто, нам нужна ваша поддержка. Ребята в команде понимают всю ответственность, поэтому прикладывают все усилия, чтобы исправить сложившуюся ситуацию».


Пресс-служба ПФК «Спартак-Нальчик»